В.П. Викулова
Кандидат пед.наук,
Заслуженный работник культуры РФ

Социальное взаимодействие как приоритетная форма реализации
гуманитарных задач московских библиотек

Современный период развития общества характеризуется резким увеличением социальных проблем и усилением роли широкой общественности в поиске путей их решения. Изменяются социокультурные нормы общения и взаимодействия, трансформируются или отмирают устаревшие образцы, рождаются новые модели. Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнёрство, которое получило широкое распространение с начала 90-х годов XX века.

Социальное партнёрство представляет собой форму взаимодействия многообразных субъектов социума, позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации. Взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, разгул преступности, загрязнение окружающей среды и др.

Социальное партнерство – это, прежде всего, гражданские действия, предполагающие инициативу народа, действия в рамках общества. В своём выступлении на Гражданском форуме В.В. Путин сказал, что «...без действительно партнёрских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного гражданского общества…». Таким образом, социальное взаимодействие выполняет в обществе стабилизирующую и консолидирующую функцию.

Под социальным взаимодействием подразумевается процесс обмена деятельностью между индивидами, социальными группами, институтами и т.п., а социальное партнёрство есть не что иное, как одна из форм существования данного взаимодействия. Оно носит всеобъемлющий характер и может стать приоритетной формой взаимодействия в различных сферах общественной жизни.

В нашей стране социальное партнёрство осуществляется в международном и федеральном правовом поле. Международное взаимодействие обеспечивается такими документами как Конвенция Международной организации труда (МОТ), Европейская социальная хартия – конвенция Совета Европы, Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ); федеральное –Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Трудовым кодексом РФ.

На внешнем уровне социальное партнёрство выражено во взаимодействии всех субъектов общества, а на внутреннем проявляется в следующих видах деятельности: заключение коллективного договора, улучшение условий организации труда, оплата труда (надбавки и др. льготы), социальная помощь и защита работников, работа профсоюзов.

Основными чертами социального партнёрства являются: наличие у взаимодействующих сторон «групп интересов», которые преследуют не только противоположные, но и совпадающие цели; ориентирование отношений взаимодействующих сторон на достижение взаимовыгодного «баланса интересов» путём соглашений (консенсуса); цивилизованное решение спорных вопросов (конфликтов); обязательность и равная ответственность сторон за исполнение добровольно принятых решений (соглашений, договоров и т.п.); полномочность представителей на ведение переговоров, заключение соглашений и их реализацию; наличие правовой базы для ведения переговоров и контроля над исполнением принятых соглашений, обязательств.

Партнёрское взаимодействие имеет несколько аспектов. Во-первых, в процессе реализации партнёрства обозначается проблема, которая может быть реальной или мнимой, разрешимой или перманентной и т.д. Во-вторых, выявляется позиция сторон (формальное, официальное и гласное заявление). В-третьих, проясняются цели участников партнёрских отношений 
(по наиболее выраженным аспектам диалога сторон). В-четвёртых, определяются интересы сторон (стремление создать такие условия, которые обеспечат реализацию потребностей в максимально приемлемом виде).

В последнее время всё более активными участниками и инициаторами социального партнёрства выступают учреждения культуры, которые способны оказывать ощутимое воздействие на эффективность проведения реформ в обществе, на консолидацию общественности для решения социально-значимых проблем.

Библиотеки как учреждения культуры занимают особое место в системе социального партнёрства, с одной стороны, являясь социальным институтом, тесно связанным с государством, с другой – становятся транслятором гражданских инициатив и катализатором активности различных слоёв общества. Максимальная приближенность к жителям делает библиотеки центрами притяжения для всех и позволяет им сочетать в своей деятельности различные аспекты: библиотечный и информационный, библиотечный и образовательный, библиотечный и музейный, библиотечный и социальный. Успех публичной библиотеки определяется именно тем, что она естественно воспринимается местным сообществом как общественный центр, чему способствует и информатизация, охватившая в последнее время библиотечную сферу.

В процессе реализации социального партнёрства библиотеки решают следующие задачи: оказание информационной поддержки государству и различным коммерческим организациям; проведение информационно-просветительской работы с населением; регуляция законотворческого процесса посредством выражения интересов общества; организация презентаций, проектов, семинаров и др.; участие в культурной реабилитации социально уязвимых категорий граждан; решение проблем занятости путём информирования граждан о рынке труда, новых специальностях и профессиях; информационная поддержка в получении новых знаний; восстановление психологического состояния людей посредством организации их досуга; развитие интеллектуальных возможностей и вовлечение в круг общения с другими людьми и т.д.

Формы социального партнёрства могут быть очень разнообразными: принятие соглашений и протоколов о намерениях, диалоги с обязательствами, заключение контрактов и договоров, разработка планов, бизнес-планов и программ, а также формирование оргкомитетов, рабочих групп и советов.

Для публичных библиотек Москвы развитие партнёрских взаимоотношений является основным условием успешной и продуктивной деятельности. Особого внимания заслуживает работа городских библиотек – информационных и культурных интеллект-центров – таких как, например, Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова Так, 1-2 июля 2011 года специалисты ЦУНБ им. Н.А. Некрасова приняли участие в работе Ежегодного круглого стола по методической службе «Нормативно-правовая база методической деятельности региональных библиотек», проходившего в Пензе на базе ГБУК «Пензенская областная библиотека имени М.Ю. Лермонтова». Участниками круглого стола стали ведущие специалисты библиотечного дела из Белгорода, Брянска, Москвы, Нижнего Новгорода, Пензы, Пскова, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Санкт-Петербурга, Тамбова, Чебоксар.

На базе Центральной городской юношеской библиотеки им. М.А. Светлова действует несколько общественных объединений. Среди них – Центр профессиональной ориентации молодёжи, Центр правовой помощи, студия литературного творчества молодёжи «Я и все», музыкальная мастерская молодых авторов и исполнителей «Орфей», молодёжный православный диалоговый клуб «Доминанта».

Центральная городская детская библиотека им. А.П. Гайдара успешно сотрудничает с ЗАО «Робот», и это сотрудничество позволяет интегрировать в общество детей, имеющих инвалидность, расширять их интеллектуальные способности и сферу общения. В работе с такими детьми используется «читающий робот» – специальное устройство на колёсах с камерой и системой оптического распознавания шрифтов.

Московская городская деловая библиотека реализует проект «Научно-образовательный центр социальной адаптации населения», в рамках которого проводятся, в частности, праздничные мероприятия для ветеранов Великой Отечественной войны.

В деятельности ГБУК «Дом Н.В. Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека» сочетаются разные формы социального партнёрства. Учреждение проводит работу с неформальными молодёжными организациями: в 2009-2010 гг. в рамках Литературной акции «Книга против СПИДА, алкоголизма и наркомании» были проведены творческие мероприятия «Котик, не коли наркотик!» и «Стань героем без героина». Музей-библиотека работает и с объединениями инвалидов. Так, 4 сентября 2011 года в День города в Доме Гоголя прошёл литературно-театрализовнный перформанс «Редкая птица» с участием «Театра Простодушных» – уникальной труппы актёров с синдромом Дауна. Ведётся также социальная работа со столичными Советами ветеранов. ГБУК «Дом Н.В. Гоголя» активно взаимодействует с органами власти. Так, на церемонии открытия обновлённой музейной экспозиции к 200-летию Н.В. Гоголя 27 марта 2009 года Министр культуры А.А. Авдеев высказал ценные замечания, которые были учтены создателями гоголевского музея. Ведётся также сотрудничество в сфере культуры и искусства, в музее-библиотеке проходят презентации кинофильмов, спектакли в рамках проекта «Усадебный театр», выставки живописи, графики и скульптуры. На сайте Дома Гоголя в Интернете регулярно публикуется Международная афиша постановок по произведениям великого писателя. Партнёрство в сфере образования представлено взаимодействием со школьниками и их педагогами. Например, 2 сентября 2011 года в Доме Гоголя прошёл Урок Словесности, а в общегородской акции «Запишись в библиотеку» принимали участие первоклассники московской школы № 59. ГБУК «Дом Н.В. Гоголя» развивает международное взаимодействие, поддерживая дружеские и партнёрские отношения с Национальным музеем-заповедником Н.В. Гоголя в селе Гоголево Полтавской области (Украина). Кроме того, принято соглашение о сотрудничестве с Полтавским национальным педагогическим университетом им. В.Г. Короленко.

Таким образом, очевидно, что московские публичные библиотеки обладают сегодня мощным потенциалом информационно-просветительской деятельности, направленной на развитие в России информационного общества. Имея опыт работы с населением и информацией, библиотеки могут стать ключевым звеном в налаживании взаимоотношений между субъектами социального партнёрства.

Библиография

1. Бойкова, О.Ф. Юридические инструменты социального партнёрства / О.Ф. Бойкова // Библиотечное дело. — 2004. — № 1. — С. 7—10.
2. Зинченко, Г.П., Рогов, И.И. Социальное партнёрство: Учебник / Г.П. Зинченко, И.И. Рогов. — М.: Академцентр, 2001. — 223 с.
3. Зозулина, О.А. Социальное партнёрство как условие культуротворческой деятельности библиотеки мегаполиса: (на примере Библиотеки № 27 ЦАО г. Москвы) / О.А. Зозулина // АИФ-Новая библиотека. — № 2—3. — С. 38—45.
4. Махаева, В. Новая форма жизни: социальное партнёрство как принцип управления библиотекой \ В. Махаева // Библиотечное дело. — 2004. — № 2. — С. 14—16.
5. Михеев, В.А. Социальное партнёрство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В.А. Михеев, А.В. Михеев // Соц.-гуманитарные знания. — 2002. — № 5. — С. 194—206.
6. Позднякова, Н.А. Библиотека и социальное партнёрство. Новые возможности / Н.А. Позднякова, О.Б. Гончарова // Научные и технические библиотеки. — 2003. — № 7. — С. 66—71.
7. Смолина, Е. Стратегия консолидации: Библиотеки и социальное партнёрство / Е. Смолина // Библиотечное дело. — 2004. — № 1 (13). — С. 2.