Юбилей Н.В. Гоголя в контексте истории и современности.

К 200-летию со дня рождения писателя

Викулова В.П.,

Директор Московского «Дома Гоголя», Заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук, Академик Международной Академии информатизации при ООН

Юбилей — неотъемлемая часть нашей жизни, не просто праздник, а подведение жизненных итогов на различных рубежах времени. Современная традиция отмечать круглые даты возникла сравнительно недавно, постепенно юбилеи стали торжественным мероприятием, позволяющим взглянуть в ретроспективе на прошедшие годы и оценить, что было достигнуто за это время.

Таким образом, юбилей можно рассматривать как акт фиксации и символизации времени, поскольку само время жизни сконцентрировано на памятной дате, маркирующей и символизирующей определенным образом ее «носителя». Характерной чертой всякого юбилейного события является неотвратимая регулярность его прихода, т.к. это отмеренный цикл лет. Можно сказать, что время измеряется и отрезается юбилеями, как стрелка часов режет от «пирога» циферблата размеренные куски.

История торжественного всенародного празднования юбилеев уходит своими корнями в глубокую древность. Существует точка зрения, что традиция отмечать круглые даты возникла благодаря магическим свойствам числа семь. В подтверждение тому обратимся к самому понятию «юбилей», которое буквально происходит от древнееврейских слов «бараний рог» и впоследствии — «год свободы». Так называли установленный пророком Моисеем год, когда проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам, а рабы получали свободу. Этот «год свободы» наступал каждые пятьдесят лет, после семи седьмиц, то есть семи семилетий.

С тех времен до нас дошла апокрифическая «Книга Юбилеев». Она рассказывает о событиях Бытия и Исхода, но немного иначе, чем в Ветхом Завете, и таким образом является довольно свободным пересказом библейских повествований. В ней описано восхождение Моисея на гору Синай и его сорокадневное пребывание там. Автор «Книги Юбилеев» старается изложить библейские события в строго последовательном порядке и указать точно год их совершения от сотворения мира. Он отсчитывает период времени от Адама до вступления евреев в Землю обетованную ровно в 50 юбилеев, считая при этом в каждом юбилее, вопреки Моисееву закону, не 50, а только 49 лет, то есть ровно семь седьмин. По этим юбилеям, седьминам и годам седьмин он и распределяет все описываемые в его книге события.

В христианскую эпоху суть праздника немного изменилась, и «юбилейным», или Святым, стали называть год, когда совершалось паломничество в Рим для отпущения грехов. В Базилике Святого Петра (Ватикан) есть специальные ворота, проходя через которые, грешники получают отпущение всех грехов. Ворота обычно замурованы и открываются только во время Великого Юбилея.

Папа Бонифаций VIII объявил юбилейным каждый 100-й год, начиная с 1300-го, но вскоре папа Климент VI сделал юбилейным каждый 50-й, Урбан VI — каждый 33-й, в честь земной жизни Христа, а последним сократил срок Павел II — до 25 лет, чтобы любое новое поколение могло принять участие в юбилее. Так возник обычай отмечать юбилейные годы в начале каждой четверти века. В 2000 году, названном Великим Юбилейным, папа римский Иоанн Павел II впервые произнес Mea Culpa от имени католической церкви с просьбой о прощении грехов, совершенных членами церкви на протяжении истории.

Впоследствии традиция праздновать юбилеи вышла за рамки католицизма и широко распространилась по всему миру. Смысл самого понятия тоже изменился: теперь юбилеем называют годовщину какого-либо события. В наше время юбилей превратился в праздник, чествующий круглую дату юбиляра, а также повод для подведения итогов прожитой жизни и проделанной работы. В современном значении слово «юбилей» впервые употребил в 1836 г. А.С. Пушкин, говоря о 25-летии Царскосельского лицея.

Юбилейные торжества общественно значимых людей являются необходимым, а подчас и самодостаточным ритуалом культурной идентификации, а также стойкой традицией массовой культуры и имеют коммеморативное, т.е. памятное значение. В этом контексте юбилеи исторических лиц, ученых, писателей, деятелей культуры и искусства приобретают особый смысл. В юбилейный год вокруг знаменитого имени сплачиваются все, для кого значимы данная личность и ее достижения. Таким образом, юбилей не только хранит историко-культурную память народа, но и объединяет общественность. Поэтому юбилейные празднества традиционно проводятся с большим размахом, торжественно и многолюдно. Атмосфера юбилея всегда проникнута ощущением необычности происходящего, а само торжество воспринимается как своеобразный дар, единственно достойный юбиляра.

С каждым очередным юбилейным кругом празднества становятся помпезнее, громче, подчас с несколько показным размахом, с установкой новых памятников, устроением новых музеев. В этом есть, несомненно, и требование времени, и благое желание вовлечь в круг влияния великого человека новых поклонников, неравнодушных людей самых разных поколений. Но во всем этом есть и опасность продолжать возводить непреступный пьедестал, так сказать, «подвозить камень и бронзу к возводимым монументам». Известный русский мыслитель Николай Федорович Федоров писал: «Народ юбилейное чествование назвал бы Панихидою. Если бы интеллигенция дала себе труд подумать, что они делают, празднуя юбилеи, творя поминки, ставя памятники, устрояя музеи, — скорбят или радуются о рождении более шестидесяти лет уже умершего человека? Конечно, во всем этом выражается любовь. Но могут ли эти мертвые памятники удовлетворить сердце, дать дело праздному уму всех людей, хотя бы и памятники воздвигнуты были всем? Хуже всего, что эти чертоги славы показывают, что Россия не в будущем, а уже в прошедшем».

В соответствии с афоризмом «юбилеи правят историей», статус важнейшей культурной вехи 2009 года был по праву отдан 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809 — 1852). Решением ЮНЕСКО 2009 год был объявлен Годом Н.В. Гоголя.

В контексте этого события уместно вспомнить и недавний аналогичный литературный юбилей. В 1999 г. весь мир отмечал 200-летие со дня рождения великого писателя А.С. Пушкина. Юбилейные торжества состоялись в разных странах мира: России, Швеции, Болгарии, Финляндии, Грузии, Англии, Франции, Испании, Италии, Аргентине и др. Совершенно очевидно, что 200-летнему пушкинскому юбилею были свойственны особый размах, пафос и помпезность. Вместе с тем, нельзя не отметить в праздновании 200-летия А.С. Пушкина некоторый формализм, временами бессодержательность и отрыв имени от сущности. Есть факты, что с экрана телевизора великому поэту приписывали стихи М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого, кроме того, имели место путаница в датах и избыточное цитирование. Между тем, каждое пушкинское празднование в нашей истории отличалось своим особым стилем и содержанием — соответственно стилю и содержанию эпохи и порождало новые культурные традиции. Например, открытие опекушинского памятника в Москве в 1880 году положило начало традиции пушкинских дней и обернулось важнейшим событием для русской общественной мысли и русской литературы — прежде всего, благодаря знаменитой речи Ф.М. Достоевского. Гоголю, впрочем, повезло меньше, у него не оказалось «своего» Достоевского.

В сравнении с пушкинским, 200-летнему гоголевскому юбилею, при всей масштабности даты, свойственна своеобразная «камерность», которую можно объяснить прежде всего особенностями самой личности писателя, его стремлением к уединенной монашеской жизни, сложными и насыщенными духовными поисками. Гоголю была присуща избранность, он стоял особняком и в жизни, и в литературе. Вместе с тем, он представляет всемирное культурное явление — как своего времени, так и современности. Колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии Габриэль Гарсиа Маркес утверждал, что весь латиноамериканский «магический реализм» произо¬шел от Гоголя. Стоит вспомнить и «крылатую фразу» французского критика Эжена Вогюэ, ошибочно приписываемую Ф.М. Достоевскому: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Двойственность феномена Н.В. Гоголя, его избранность и одновременно всеобщность предопределили атмосферу гоголевских юбилеев.

Возвращаясь к истории, вспомним о праздновании 100-летия со дня рождения Н.В. Гоголя в 1909 году, которое повлекло за собой множество откликов, в том числе и культурологического характера, где юбилей рассматривался в качестве литературного праздника. Однако размер аудитории позволяет говорить о гоголевском юбилее именно как о национальном празднестве, при этом он имел два направления: литературные традиции в целом и творчество Н.В. Гоголя как таковое.

Следует учесть, что тогда образование и собственно чтение не были так распространены во всех слоях общества, как в наше время. Тот юбилей мыслился его организаторами и участниками прежде всего как способ проявления и закрепления общественного статуса писателя-классика. При этом исключительно важную роль в процессе превращения юбилея в национальный праздник играла образовательная школа. Именно в ходе школьных юбилейных торжеств 1909 года не только окончательно утвердилось значение Н.В. Гоголя-классика, но и произошло увековечение самой традиции празднования.

Примечательно, что в 1907 году Обществом Любителей Российской Словесности была избрана Гоголевская Комиссия, в состав которой вошли такие известные деятели науки и культуры, как, например, В.Я. Брюсов, А.Н. Веселовский, В.О. Ключевский, Ю.И. Айхенвальд и др.

К участию в юбилейных торжествах 1909 года были приглашены общества из разных стран мира: Польши, Чехии, Словакии, Сербии, Болгарии, Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, Франции, Швейцарии, Швеции, Америки. В числе почетных гостей присутствовали известные литераторы И.Ф. Анненский, З.Н. Гиппиус, М. Горький, В.И. Иванов, Ф.К. Сологуб, К. Гамсун (Норвегия), С. Лагерлеф и А. Стриндберг (Швеция), Г. фон Гофмансталь (Австрия), Б. Шоу, Р. Киплинг и Т. Гарди (Англия), Т. Манн (Германия), Г. д’Аннунцио (Италия).

События 100-летнего юбилея были сосредоточены вокруг памятника Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева, который был открыт 26 апреля 1909 года на Арбатской площади. Церемония открытия началась в 12 часов дня, после окончания заупокойной литургии в Храме Христа Спасителя. По прибытии духовенства перед памятником был отслужен молебен, «с памятника была сдернута пелена и над толпой, как бы склоняясь к ней», писали газеты, — «с скорбным лицом появился Гоголь». Состоялась передача памятника городу. Затем произнес речь председатель Общества Любителей Российской Словесности А.Е. Грузинский. Сами Гоголевские торжества — заседания, спектакли, приемы — продолжались еще два дня.

Со стороны официальных лиц в юбилейных торжествах приняли участие Князь Черногорский Николай, Великий Князь Константин Константинович, Принцесса Е.Г. Альтенбургская (помощница попечительницы школы принца Ольденбургского и училища святой Елены), князь Н.Н. Одоевский-Маслов (начальник дворцового управления), а также московский городской голова Н.И. Гучков, который произнес историческую фразу: «Бесконечно велик тот, кто объединяет около своего имени, своей личности людей без различия взглядов и направлений».

Эти слова можно отнести и к 200-летнему юбилею великого классика. Гоголевская юбилейная программа была обширной и многообразной. В ней приняли участие различные комитеты, ведомства, общественные и благотворительные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, науки, образования.

Следуя установленной современной практике проведения значимых юбилеев, в преддверии 200-летия Н.В. Гоголя был создан Оргкомитет по подготовке и проведению юбилейных торжеств во главе с Министром культуры Российской Федерации. Всего прошло пять заседаний Оргкомитета. Кроме того, при Российской академии наук была сформирована Гоголевская Комиссия, возглавляемая доктором филологических наук, профессором МГУ им. М.В. Ломоносова, известным исследователем жизни и творчества Гоголя В.А. Воропаевым.

Вся подготовительная работа строилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.04.2007 № 491 «О праздновании 200-летия со дня рождения Н.В.Гоголя» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 672-п. В Москве также был принят соответствующий документ — Постановление Правительства Москвы № 111-ПП от 20.02.2007 г. «О подготовке мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». Распорядительные документы были выпущены и в других субъектах и городах Российской Федерации.

Одним из ключевых событий 200-летнего юбилея явилось открытие музея писателя в «Доме Гоголя» на Никитском бульваре в Москве 27 марта 2009 года. На торжественной церемонии открытия музея от Правительства Москвы выступила первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецова. Трудно переоценить роль московских властей, и в частности Департамента культуры города Москвы, в создании музея Н.В. Гоголя: от решения рутинных производственных проблем до проработки концептуальных художественных особенностей экспозиции.

В день рождения классика музей посетили почетные гости — председатель Совета Федерации С.М. Миронов, министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев, которые высоко оценили экспозицию и сделали записи в книге посетителей. С.М. Миронов в 9 часов утра возложил венок к андреевскому памятнику Н.В. Гоголя, сфотографировался в «гоголевской шинели», с интересом прочитал метрическую запись о смерти писателя в «Комнате памяти». А.А. Авдеев посещал экспозицию неоднократно, в процессе ее подготовки, и вносил интересные замечания. В частности, по его рекомендациям были переделаны профили героев в зале «Ревизора». Следует подчеркнуть, что Министерством культуры РФ были выделены значительные средства на приобретение экспонатов, в основном мебели начала XIX века, без которых организовать музейное пространство гоголевской эпохи было бы очень сложно.

Что касается самой экспозиции, то в ее создании принимал участие большой творческий коллектив. Автор экспозиционного проекта — художник Леонтий Озерников был выбран Ученым советом «Дома Гоголя» на конкурсной основе, он представлял Гильдию художественного проектирования Московского союза художников ООО «Музеум». Всего прошло восемнадцать заседаний Ученого совета, в которых приняли участие многие видные гоголеведы, среди них Ю.В. Манн — главный редактор Полного академического собрания сочинений Н.В. Гоголя, В.А. Воропаев, И.А. Виноградов, Ю.Я. Барабаш, В.М. Гуминский, В.Д.Денисов, П.В. Михед, директор Государственного заповедника-музея Н.В. Гоголя в Украине Л.Д. Енко, директор Литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя в Великих Сорочинцах В.Д. Мищенко и многие другие. Активную поддержку музей получил от профессионального сообщества литературных музеев Москвы, при этом ключевую роль сыграл Государственный литературный музей.

В итоге экспозиция была организована на основе последних достижений музейной индустрии. Следуя разработанной «Домом Гоголя» концепции и тематико-экспозиционному плану, в каждом зале был выделен символический ключевой предмет, который благодаря окружающей его конструкции и инсталляции погружает посетителей в события представляемой эпохи.

Музей, созданный к юбилею писателя, уже получил общественное признание, по итогам 2009 года «Дом Гоголя» на Никитском бульваре был удостоен ряда наград: Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», Национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Владелец», Диплома 11 Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей-2009» — «За успешный дебют», а также гранта Префекта Центрального административного округа города Москвы.

Непосредственно 1 апреля 2009 года в Государственном академическом Малом театре России состоялся Торжественный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. В программу мероприятия вошли доклад писателя-гоголеведа И.П. Золотусского, выступление творческих коллективов с отрывками из произведений Н.В. Гоголя, а также третий акт спектакля «Ревизор» в постановке Малого театра. В тот же вечер в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского состоялась премьера спектакля «Как поссорились...» (режиссер С. Арцибашев). Эта постановка, позволившая зрителям окунуться в живительную стихию гоголевского слова, русских и украинских народных песен, отличалась прекрасными костюмами и декорациями художника В. Арефьева.

В Санкт-Петербурге 1 апреля в ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади открылась межмузейная выставка «Музей Н.В. Гоголя». Приветственную речь произнесла губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, выступил Санкт-Петербургский Интерьерный театр, представивший многочисленной публике «Церемонию почетного караула носов» и оригинальную историю майора Ковалева, одного из известнейших персонажей Н.В. Гоголя. Вечером в Государственном академическом Мариинском театре состоялись премьеры одноактных опер на сюжеты Н.В. Гоголя (дирижер В. Гергиев).

Из международных мероприятий обратила на себя внимание «Неделя Гоголя в ЮНЕСКО» (Париж, 1-8 апреля), которая объединила, в частности, открытие выставки графических работ украинского художника С. Якутовича и мировую премьеру фильма «Гоголь. Потеряный рай» (режиссер Р. Плахов-Модестов). В Германии прошел фестиваль «Дни Гоголя в Баварии», подготовленный Центром русской культуры в Мюнхене (15-17 мая). В его рамках в присутствии высоких гостей «Дом Гоголя» показал фильм об открытии музея в Москве.

Отметим, что выставочные проекты юбилейного 2009 года были особенно разнообразны и оригинальны.

Киевский Центральный государственный архив-музей литературы и искусства 31 марта открыл документальную выставку, посвященную жизни и творчеству Н.В. Гоголя. Еще одна экспозиция была представлена в Киеве в Украинском доме с 8 апреля.

Активное участие в выставочных проектах приняли санкт-петербургские учреждения культуры. Так, во Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке с 27 марта демонстрировалась выставка «Есть память обо мне...». К ее открытию была приурочена премьера документального фильма «Как Пушкин с Гоголем породнились», съемки которого частично проходили во Франции и включали в себя интервью потомков писателя. Литературный музей Пушкинского дома 8 октября — 28 ноября в рамках Международной юбилейной Гоголевской конференции провел выставку «Арабески», также посвященную 200-летию Н.В. Гоголя. Российский этнографический музей (С.-Петербург) открыл экспозицию «Глазами Гоголя. Этнографические впечатления и литературный текст» (с 7 июля).

Закономерно, что большая часть основных выставочных мероприятий Гоголевского года проходила в Москве.

Экспозиция Государственного музея А.С. Пушкина «Гоголевский бульвар. Художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX-XX веков» была представлена вниманию зрителей 19 марта — 18 мая.

Российская государственная библиотека подготовила книжную выставку «Н.В. Гоголь — художник и мыслитель». Уникальные прижизненные издания гоголевских произведений экспонировались с 25 марта по 25 апреля.

Важным культурным событием в рамках юбилея стало открытие в Государственном историческом музее выставки «Россия Гоголя. К 200-летию со дня рождения» (26 марта — 4 июля). Среди экспонатов, больше половины которых выставлялись впервые, уникальны личные вещи семьи Гоголей-Яновских, автографы произведений Н.В. Гоголя, его письма к родным, рисунки, а также белый сюртук Гоголя, который Николай Васильевич носил в итальянский период своей жизни, и черный фрак, входивший в состав скромного имущества, оставшегося после смерти писателя.

Объединение «Музей Москвы» торжественно презентовало в музейном комплексе «Провиантские магазины» крупномасштабный выставочный проект «Н.В. Гоголь и его наследие. Путешествие во времени», в котором приняли участие около 40 музеев, библиотек, театров, а также творческих союзов и объединений. Экспозиция демонстрировалась с 17 апреля по 30 июля.

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино пригласила москвичей и гостей столицы на выставку «Николай Васильевич Гоголь. Души России обретенье» (17 апреля — 17 мая).

Два новых выставочных проекта подготовил к юбилею писателя Государственный Литературный музей. Первый — «Лики Гоголя» (31 марта — 31 мая), где было представлено более 30 живописных и графических портретов Н.В. Гоголя XIX-XX вв., а также прижизненные издания и личные вещи писателя, среди которых ермолка, перчатки, дорожные рюмочки и стаканчик. Вторая выставка проходила в филиале музея «Художники — Гоголю» с 7 апреля по 20 мая. На ней экспонировались иллюстрации XIX-XX вв. к произведениям классика.

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина порадовал культурную общественность выставкой «Метаморфозы гоголевской «Женитьбы» (31 марта — 31 августа), а также экспозицией графики известного иллюстратора Н.В. Гоголя Сергея Алимова, которая была открыта с 24 декабря.

Музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой» и Государственный Академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова совместно продемонстрировали в выставочном зале Политехнического музея кукольную экспозицию «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» (14 сентября — 31 мая).

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка современного американского художника Леона Стейнмеца «Стейнмец — Размышляя о Гоголе», на которой были представлены рисунки, акварели, коллажи, выполненные в 2001 — 2009 гг. и непосредственно связанные с произведениями Н.В. Гоголя. Наиболее интересные из них — «Портрет: Фантазия в двадцать одном листе» и «Дневник Поприщина», а также серии «Гибель Помпеи», «Театр». Работы Л. Стейнмеца экспонировались с 1 декабря 2009 по 10 января 2010 г.

Особая программа, посвященная юбилею Н.В. Гоголя, была организована в рамках национальной выставки-ярмарки «Книги России».

Поскольку Н.В. Гоголь — гениальный драматург, празднование его 200-летия включало множество театральных проектов, осуществленных в России и за рубежом. В частности, в октябре в Риме прошел Фестиваль ведущих российских театров «Гоголь в Италии».

Большой цикл сценических мероприятий провел Академический Мариинский театр Санкт-Петербурга: оперы «Майская ночь» Н.А. Римского Корсакова (2 апреля), «Сорочинская ярмарка» (3 апреля) и «Женитьба» (9 апреля) М.П. Мусоргского, «Мертвые души» Р.К. Щедрина (12 апреля) явились настоящим украшением юбилея.

Премьера музыкальной мистерии «Размышления о Божественной литургии» состоялась в камерном зале Московского международного дома музыки 16 марта. Строки из произведений великого писателя сочетались в постановке с соответствующими песнопениями православных служб. Звучала музыка П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова и др.

Спектакли «Портрет» (Российский академический молодежный театр, режиссер А. Бородин); «Женитьба и другие ужасы» (Центр оперного пения под руководством Г. Вишневской); «Ночь перед Рождеством» (Московский драматический театр им. Н.Гоголя, постановка С.Яшина); «Гоголь. Вечера. Часть II» (Московский театр SoundDrama, режиссер В. Панков); опера «Черевички» П.И.Чайковского (Государственный академический камерный музыкальный театр под руководством Б. Покровского) — вот лишь краткий перечень юбилейных сценических работ.

Одним из самых интересных театральных фестивалей явилась заключительная неделя театрально-телевизионного смотра «Гоголь сегодня», подготовленная Московским драматическим театром им. Н.В. Гоголя (21-25 октября).

В Киеве в день рождения писателя 1 апреля во многих театрах были показаны гоголевские постановки. Среди них: премьера спектакля «Мертвые души» (Киевский драматический театр на Подоле); «Ревизор» (Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки); балет «Ночь перед Рождеством (Национальный академический театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко) и др.

В ряду крупных киномероприятий состоялись премьеры фильма «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя (режиссер В. Бортко), биографического фильма «Гоголь ближайший» (режиссер Н. Бондарчук), анимационного фильма «Он и Она» по мотивам повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики», документального видеофильма «Гоголь. Предчувствие России».

Среди оригинальных телевизионных проектов можно отметить двухсерийный документальный фильм «Птица-Гоголь», автор и ведущий Л. Парфенов (Первый канал), моноспектакль А.Г. Филиппенко по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (ГТРК «Культура»), двухсерийный документальный фильм «Душа Гоголя» (ГТРК «Культура»), цикл радиопрограмм «Н.В. Гоголь на перекладных в пространстве и времени» (ГРК «Радио России»).

Программа празднования 200-летия Н.В. Гоголя не могла обойтись без серьезных научно-исследовательских мероприятий, ведь гоголеведение сегодня представляет собой обширное направление в литературоведческой науке.

Научные форумы славистов, посвященные гоголевскому юбилею, прошли во многих странах мира.

К числу академических, фундаментальных проектов в этой области можно отнести Юбилейную научную конференцию, подготовленную Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и проходившую в Москве и Санкт-Петербурге 5 — 10 октября.

В Украине можно выделить два крупных научных форума. В Полтаве — Международную научную конференцию «Николай Гоголь: истоки творчества» (10-11 марта). Ее организаторами являлись Полтавский государственный педагогический университет им. В.Г. Короленко, Институт литературы им. Т. Шевченко НАН Украины и др. В Нежине — Международную конференцию «Творческое наследие Николая Гоголя и современный мир», которая была проведена Гоголеведческим центром Нежинского государственного университета им. Н.Гоголя 12-15 мая.

Далее по хронологии конференции проходили в самых различных городах мира, в основном весной и осенью 2009 года.

На Кипре в монастыре Св. Георгия 18 марта состоялись Гоголевские чтения «Гоголь и Оптина пустынь». Были зачитаны фрагменты писем Н.В. Гоголя оптинскому иеромонаху Филарету, графу А.П. Толстому, прозвучали доклады о духовной дружбе писателя и Петра Григорова. Россияне подарили монастырю икону «Собор Оптинских старцев».

В Кракове (Польша) была организована международная научная конференция «Время Гоголя — двести лет назад и сегодня. К 200-летию со дня рождения писателя» (20-22 апреля), ее организаторами стали Ягеллонский университет, Институт восточнославянской филологии и др.

Отделение русского языка и литературы факультета языкознания, истории и географии Анкарского университета и Ассоциация русской культуры Анкары (Турция) приглашали на международный форум, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя (9-13 мая). Студенты университетов Анкары с большим интересом слушали лекцию о жизни Гоголя, его творчестве, которая была организована сотрудниками «Дома Гоголя».

С 10-14 сентября в Феодосии (АР Крым, Украина) состоялись V Крымские Международные Гоголевские научные чтения «Н.В. Гоголь, Украина и Россия: к 200-летию писателя».

Римский университет «Ла Сапиенца» (Италия) откликнулся на памятную дату конференцией «В мире Гоголя. Жизнь, творчество и литературное наследие писателя. К 200-летию со дня рождения» (24-26 сентября).

Международный симпозиум, посвященный 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя «Русская литература и формирование современной китайской литературы» собрал специалистов в Пекине (Китай) 13-15 ноября.

В ряду юбилейных научных проектов стоят и Девятые Гоголевские чтения «Н.В. Гоголь и русская литература. К 200-летию со дня рождения писателя», по итогам которых выпущен данный сборник. В конференции приняли участие 85 докладчиков из разных стран мира, среди них 47 докторов и 27 кандидатов наук. Гостями 200-летнего гоголевского юбилея и участниками Девятых Гоголевских чтений по традиции стали ученые и деятели культуры России, Украины, Беларуси, Казахстана, Болгарии, Венгрии, Словакии, Польши, Сербии, Германии, Италии, Израиля, Турции, США.

Обрисованная в этой статье далеко не полная картина гоголевского юбилейного года все же достаточно иллюстрирует, что лучшее, что можно сделать в рамках юбилея писателя, — это разными средствами говорить о его сюжетах, которые актуальны и в наше время.

Сегодня имя Н.В. Гоголя не нуждается в лишнем подтверждении статуса классика не только русской, но и мировой литературы. Авторитет писателя в сфере современной культуры позволяет воспринимать 200-летний гоголевский юбилей как событие общемирового значения.

 

 

Библиография:

  • Гоголевские дни в Москве: сб. / Общество любителей рос. словесности. — М., 1910. — 336 с.
  • Забытый юбилей // http://www.pravoslavie.ru — [Электронный ресурс].
  • Книга Юбилеев: Введ. и рус. пер. проф. протоирея. А. Смирнова: 2-й вып. апокрифов Ветхого Завета. — Казань, 1895.
  • Сайт Министерства культуры РФ // http:/mkrf.ru — [Электронный ресурс].
  • Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. — М.: Мысль, 1982. — (Философ. наследие, т. 85).
  • Юбилей//http://ru.wikipedia.org — [Электронный ресурс].
  • Moeller-Sally S. Gogol’s afterlife: The evolution of a classic in Imperial and Soviet Russia. — Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 2002. — (Studies in Russian Literature and Theory). — 214 p.