Юбилей Н.В. Гоголя в контексте истории и современности.
К 200-летию со дня рождения писателя
Викулова В.П.,
Директор Московского «Дома Гоголя», Заслуженный работник культуры, кандидат педагогических наук, Академик Международной Академии информатизации при ООН
Юбилей — неотъемлемая часть нашей жизни, не просто праздник, а подведение жизненных итогов на различных рубежах времени. Современная традиция отмечать круглые даты возникла сравнительно недавно, постепенно юбилеи стали торжественным мероприятием, позволяющим взглянуть в ретроспективе на прошедшие годы и оценить, что было достигнуто за это время.
Таким образом, юбилей можно рассматривать как акт фиксации и символизации времени, поскольку само время жизни сконцентрировано на памятной дате, маркирующей и символизирующей определенным образом ее «носителя». Характерной чертой всякого юбилейного события является неотвратимая регулярность его прихода, т.к. это отмеренный цикл лет. Можно сказать, что время измеряется и отрезается юбилеями, как стрелка часов режет от «пирога» циферблата размеренные куски.
История торжественного всенародного празднования юбилеев уходит своими корнями в глубокую древность. Существует точка зрения, что традиция отмечать круглые даты возникла благодаря магическим свойствам числа семь. В подтверждение тому обратимся к самому понятию «юбилей», которое буквально происходит от древнееврейских слов «бараний рог» и впоследствии — «год свободы». Так называли установленный пророком Моисеем год, когда проданные и заложенные земли возвращались к прежним владельцам, а рабы получали свободу. Этот «год свободы» наступал каждые пятьдесят лет, после семи седьмиц, то есть семи семилетий.
С тех времен до нас дошла апокрифическая «Книга Юбилеев». Она рассказывает о событиях Бытия и Исхода, но немного иначе, чем в Ветхом Завете, и таким образом является довольно свободным пересказом библейских повествований. В ней описано восхождение Моисея на гору Синай и его сорокадневное пребывание там. Автор «Книги Юбилеев» старается изложить библейские события в строго последовательном порядке и указать точно год их совершения от сотворения мира. Он отсчитывает период времени от Адама до вступления евреев в Землю обетованную ровно в 50 юбилеев, считая при этом в каждом юбилее, вопреки Моисееву закону, не 50, а только 49 лет, то есть ровно семь седьмин. По этим юбилеям, седьминам и годам седьмин он и распределяет все описываемые в его книге события.
В христианскую эпоху суть праздника немного изменилась, и «юбилейным», или Святым, стали называть год, когда совершалось паломничество в Рим для отпущения грехов. В Базилике Святого Петра (Ватикан) есть специальные ворота, проходя через которые, грешники получают отпущение всех грехов. Ворота обычно замурованы и открываются только во время Великого Юбилея.
Папа Бонифаций VIII объявил юбилейным каждый
Впоследствии традиция праздновать юбилеи вышла за рамки католицизма и широко распространилась по всему миру. Смысл самого понятия тоже изменился: теперь юбилеем называют годовщину какого-либо события. В наше время юбилей превратился в праздник, чествующий круглую дату юбиляра, а также повод для подведения итогов прожитой жизни и проделанной работы. В современном значении слово «юбилей» впервые употребил в 1836 г. А.С. Пушкин, говоря о
Юбилейные торжества общественно значимых людей являются необходимым, а подчас и самодостаточным ритуалом культурной идентификации, а также стойкой традицией массовой культуры и имеют коммеморативное, т.е. памятное значение. В этом контексте юбилеи исторических лиц, ученых, писателей, деятелей культуры и искусства приобретают особый смысл. В юбилейный год вокруг знаменитого имени сплачиваются все, для кого значимы данная личность и ее достижения. Таким образом, юбилей не только хранит историко-культурную память народа, но и объединяет общественность. Поэтому юбилейные празднества традиционно проводятся с большим размахом, торжественно и многолюдно. Атмосфера юбилея всегда проникнута ощущением необычности происходящего, а само торжество воспринимается как своеобразный дар, единственно достойный юбиляра.
С каждым очередным юбилейным кругом празднества становятся помпезнее, громче, подчас с несколько показным размахом, с установкой новых памятников, устроением новых музеев. В этом есть, несомненно, и требование времени, и благое желание вовлечь в круг влияния великого человека новых поклонников, неравнодушных людей самых разных поколений. Но во всем этом есть и опасность продолжать возводить непреступный пьедестал, так сказать, «подвозить камень и бронзу к возводимым монументам». Известный русский мыслитель Николай Федорович Федоров писал: «Народ юбилейное чествование назвал бы Панихидою. Если бы интеллигенция дала себе труд подумать, что они делают, празднуя юбилеи, творя поминки, ставя памятники, устрояя музеи, — скорбят или радуются о рождении более шестидесяти лет уже умершего человека? Конечно, во всем этом выражается любовь. Но могут ли эти мертвые памятники удовлетворить сердце, дать дело праздному уму всех людей, хотя бы и памятники воздвигнуты были всем? Хуже всего, что эти чертоги славы показывают, что Россия не в будущем, а уже в прошедшем».
В соответствии с афоризмом «юбилеи правят историей», статус важнейшей культурной вехи 2009 года был по праву отдан
В контексте этого события уместно вспомнить и недавний аналогичный литературный юбилей. В 1999 г. весь мир отмечал
В сравнении с пушкинским,
Двойственность феномена Н.В. Гоголя, его избранность и одновременно всеобщность предопределили атмосферу гоголевских юбилеев.
Возвращаясь к истории, вспомним о праздновании
Следует учесть, что тогда образование и собственно чтение не были так распространены во всех слоях общества, как в наше время. Тот юбилей мыслился его организаторами и участниками прежде всего как способ проявления и закрепления общественного статуса писателя-классика. При этом исключительно важную роль в процессе превращения юбилея в национальный праздник играла образовательная школа. Именно в ходе школьных юбилейных торжеств 1909 года не только окончательно утвердилось значение Н.В. Гоголя-классика, но и произошло увековечение самой традиции празднования.
Примечательно, что в 1907 году Обществом Любителей Российской Словесности была избрана Гоголевская Комиссия, в состав которой вошли такие известные деятели науки и культуры, как, например, В.Я. Брюсов, А.Н. Веселовский, В.О. Ключевский, Ю.И. Айхенвальд и др.
К участию в юбилейных торжествах 1909 года были приглашены общества из разных стран мира: Польши, Чехии, Словакии, Сербии, Болгарии, Австрии, Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, Франции, Швейцарии, Швеции, Америки. В числе почетных гостей присутствовали известные литераторы И.Ф. Анненский, З.Н. Гиппиус, М. Горький, В.И. Иванов, Ф.К. Сологуб, К. Гамсун (Норвегия), С. Лагерлеф и А. Стриндберг (Швеция), Г. фон Гофмансталь (Австрия), Б. Шоу, Р. Киплинг и Т. Гарди (Англия), Т. Манн (Германия), Г. д’Аннунцио (Италия).
События
Со стороны официальных лиц в юбилейных торжествах приняли участие Князь Черногорский Николай, Великий Князь Константин Константинович, Принцесса Е.Г. Альтенбургская (помощница попечительницы школы принца Ольденбургского и училища святой Елены), князь Н.Н. Одоевский-Маслов (начальник дворцового управления), а также московский городской голова Н.И. Гучков, который произнес историческую фразу: «Бесконечно велик тот, кто объединяет около своего имени, своей личности людей без различия взглядов и направлений».
Эти слова можно отнести и к
Следуя установленной современной практике проведения значимых юбилеев, в преддверии
Вся подготовительная работа строилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.04.2007 № 491 «О праздновании
Одним из ключевых событий
В день рождения классика музей посетили почетные гости — председатель Совета Федерации С.М. Миронов, министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев, которые высоко оценили экспозицию и сделали записи в книге посетителей. С.М. Миронов в 9 часов утра возложил венок к андреевскому памятнику Н.В. Гоголя, сфотографировался в «гоголевской шинели», с интересом прочитал метрическую запись о смерти писателя в «Комнате памяти». А.А. Авдеев посещал экспозицию неоднократно, в процессе ее подготовки, и вносил интересные замечания. В частности, по его рекомендациям были переделаны профили героев в зале «Ревизора». Следует подчеркнуть, что Министерством культуры РФ были выделены значительные средства на приобретение экспонатов, в основном мебели начала XIX века, без которых организовать музейное пространство гоголевской эпохи было бы очень сложно.
Что касается самой экспозиции, то в ее создании принимал участие большой творческий коллектив. Автор экспозиционного проекта — художник Леонтий Озерников был выбран Ученым советом «Дома Гоголя» на конкурсной основе, он представлял Гильдию художественного проектирования Московского союза художников ООО «Музеум». Всего прошло восемнадцать заседаний Ученого совета, в которых приняли участие многие видные гоголеведы, среди них Ю.В. Манн — главный редактор Полного академического собрания сочинений Н.В. Гоголя, В.А. Воропаев, И.А. Виноградов, Ю.Я. Барабаш, В.М. Гуминский, В.Д.Денисов, П.В. Михед, директор Государственного заповедника-музея Н.В. Гоголя в Украине Л.Д. Енко, директор Литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя в Великих Сорочинцах В.Д. Мищенко и многие другие. Активную поддержку музей получил от профессионального сообщества литературных музеев Москвы, при этом ключевую роль сыграл Государственный литературный музей.
В итоге экспозиция была организована на основе последних достижений музейной индустрии. Следуя разработанной «Домом Гоголя» концепции и тематико-экспозиционному плану, в каждом зале был выделен символический ключевой предмет, который благодаря окружающей его конструкции и инсталляции погружает посетителей в события представляемой эпохи.
Музей, созданный к юбилею писателя, уже получил общественное признание, по итогам 2009 года «Дом Гоголя» на Никитском бульваре был удостоен ряда наград: Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», Национальной премии «Культурное наследие» в номинации «Владелец», Диплома 11 Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей-2009» — «За успешный дебют», а также гранта Префекта Центрального административного округа города Москвы.
Непосредственно 1 апреля 2009 года в Государственном академическом Малом театре России состоялся Торжественный вечер, посвященный
В Санкт-Петербурге 1 апреля в ЦВЗ «Манеж» на Исаакиевской площади открылась межмузейная выставка «Музей Н.В. Гоголя». Приветственную речь произнесла губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, выступил Санкт-Петербургский Интерьерный театр, представивший многочисленной публике «Церемонию почетного караула носов» и оригинальную историю майора Ковалева, одного из известнейших персонажей Н.В. Гоголя. Вечером в Государственном академическом Мариинском театре состоялись премьеры одноактных опер на сюжеты Н.В. Гоголя (дирижер В. Гергиев).
Из международных мероприятий обратила на себя внимание «Неделя Гоголя в ЮНЕСКО» (Париж,
Отметим, что выставочные проекты юбилейного 2009 года были особенно разнообразны и оригинальны.
Киевский Центральный государственный архив-музей литературы и искусства 31 марта открыл документальную выставку, посвященную жизни и творчеству Н.В. Гоголя. Еще одна экспозиция была представлена в Киеве в Украинском доме с 8 апреля.
Активное участие в выставочных проектах приняли санкт-петербургские учреждения культуры. Так, во Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке с 27 марта демонстрировалась выставка «Есть память обо мне...». К ее открытию была приурочена премьера документального фильма «Как Пушкин с Гоголем породнились», съемки которого частично проходили во Франции и включали в себя интервью потомков писателя. Литературный музей Пушкинского дома 8 октября — 28 ноября в рамках Международной юбилейной Гоголевской конференции провел выставку «Арабески», также посвященную
Закономерно, что большая часть основных выставочных мероприятий Гоголевского года проходила в Москве.
Экспозиция Государственного музея А.С. Пушкина «Гоголевский бульвар. Художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках
Российская государственная библиотека подготовила книжную выставку «Н.В. Гоголь — художник и мыслитель». Уникальные прижизненные издания гоголевских произведений экспонировались с 25 марта по 25 апреля.
Важным культурным событием в рамках юбилея стало открытие в Государственном историческом музее выставки «Россия Гоголя. К
Объединение «Музей Москвы» торжественно презентовало в музейном комплексе «Провиантские магазины» крупномасштабный выставочный проект «Н.В. Гоголь и его наследие. Путешествие во времени», в котором приняли участие около 40 музеев, библиотек, театров, а также творческих союзов и объединений. Экспозиция демонстрировалась с 17 апреля по 30 июля.
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино пригласила москвичей и гостей столицы на выставку «Николай Васильевич Гоголь. Души России обретенье» (17 апреля — 17 мая).
Два новых выставочных проекта подготовил к юбилею писателя Государственный Литературный музей. Первый — «Лики Гоголя» (31 марта — 31 мая), где было представлено более 30 живописных и графических портретов Н.В. Гоголя
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина порадовал культурную общественность выставкой «Метаморфозы гоголевской «Женитьбы» (31 марта — 31 августа), а также экспозицией графики известного иллюстратора Н.В. Гоголя Сергея Алимова, которая была открыта с 24 декабря.
Музей кукол «Галерея Анастасии Чижовой» и Государственный Академический Центральный театр кукол им. С.В. Образцова совместно продемонстрировали в выставочном зале Политехнического музея кукольную экспозицию «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» (14 сентября — 31 мая).
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка современного американского художника Леона Стейнмеца «Стейнмец — Размышляя о Гоголе», на которой были представлены рисунки, акварели, коллажи, выполненные в 2001 — 2009 гг. и непосредственно связанные с произведениями Н.В. Гоголя. Наиболее интересные из них — «Портрет: Фантазия в двадцать одном листе» и «Дневник Поприщина», а также серии «Гибель Помпеи», «Театр». Работы Л. Стейнмеца экспонировались с 1 декабря 2009 по 10 января 2010 г.
Особая программа, посвященная юбилею Н.В. Гоголя, была организована в рамках национальной выставки-ярмарки «Книги России».
Поскольку Н.В. Гоголь — гениальный драматург, празднование его
Большой цикл сценических мероприятий провел Академический Мариинский театр Санкт-Петербурга: оперы «Майская ночь» Н.А. Римского Корсакова (2 апреля), «Сорочинская ярмарка» (3 апреля) и «Женитьба» (9 апреля) М.П. Мусоргского, «Мертвые души» Р.К. Щедрина (12 апреля) явились настоящим украшением юбилея.
Премьера музыкальной мистерии «Размышления о Божественной литургии» состоялась в камерном зале Московского международного дома музыки 16 марта. Строки из произведений великого писателя сочетались в постановке с соответствующими песнопениями православных служб. Звучала музыка П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Т. Гречанинова и др.
Спектакли «Портрет» (Российский академический молодежный театр, режиссер А. Бородин); «Женитьба и другие ужасы» (Центр оперного пения под руководством Г. Вишневской); «Ночь перед Рождеством» (Московский драматический театр им. Н.Гоголя, постановка С.Яшина); «Гоголь. Вечера. Часть II» (Московский театр SoundDrama, режиссер В. Панков); опера «Черевички» П.И.Чайковского (Государственный академический камерный музыкальный театр под руководством Б. Покровского) — вот лишь краткий перечень юбилейных сценических работ.
Одним из самых интересных театральных фестивалей явилась заключительная неделя театрально-телевизионного смотра «Гоголь сегодня», подготовленная Московским драматическим театром им. Н.В. Гоголя
В Киеве в день рождения писателя 1 апреля во многих театрах были показаны гоголевские постановки. Среди них: премьера спектакля «Мертвые души» (Киевский драматический театр на Подоле); «Ревизор» (Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки); балет «Ночь перед Рождеством (Национальный академический театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко) и др.
В ряду крупных киномероприятий состоялись премьеры фильма «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя (режиссер В. Бортко), биографического фильма «Гоголь ближайший» (режиссер Н. Бондарчук), анимационного фильма «Он и Она» по мотивам повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики», документального видеофильма «Гоголь. Предчувствие России».
Среди оригинальных телевизионных проектов можно отметить двухсерийный документальный фильм «Птица-Гоголь», автор и ведущий Л. Парфенов (Первый канал), моноспектакль А.Г. Филиппенко по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (ГТРК «Культура»), двухсерийный документальный фильм «Душа Гоголя» (ГТРК «Культура»), цикл радиопрограмм «Н.В. Гоголь на перекладных в пространстве и времени» (ГРК «Радио России»).
Программа празднования
Научные форумы славистов, посвященные гоголевскому юбилею, прошли во многих странах мира.
К числу академических, фундаментальных проектов в этой области можно отнести Юбилейную научную конференцию, подготовленную Институтом мировой литературы им. А.М. Горького РАН и Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и проходившую в Москве и Санкт-Петербурге 5 — 10 октября.
В Украине можно выделить два крупных научных форума. В Полтаве — Международную научную конференцию «Николай Гоголь: истоки творчества»
Далее по хронологии конференции проходили в самых различных городах мира, в основном весной и осенью 2009 года.
На Кипре в монастыре Св. Георгия 18 марта состоялись Гоголевские чтения «Гоголь и Оптина пустынь». Были зачитаны фрагменты писем Н.В. Гоголя оптинскому иеромонаху Филарету, графу А.П. Толстому, прозвучали доклады о духовной дружбе писателя и Петра Григорова. Россияне подарили монастырю икону «Собор Оптинских старцев».
В Кракове (Польша) была организована международная научная конференция «Время Гоголя — двести лет назад и сегодня. К
Отделение русского языка и литературы факультета языкознания, истории и географии Анкарского университета и Ассоциация русской культуры Анкары (Турция) приглашали на международный форум, посвященный
С
Римский университет «Ла Сапиенца» (Италия) откликнулся на памятную дату конференцией «В мире Гоголя. Жизнь, творчество и литературное наследие писателя. К
Международный симпозиум, посвященный
В ряду юбилейных научных проектов стоят и Девятые Гоголевские чтения «Н.В. Гоголь и русская литература. К
Обрисованная в этой статье далеко не полная картина гоголевского юбилейного года все же достаточно иллюстрирует, что лучшее, что можно сделать в рамках юбилея писателя, — это разными средствами говорить о его сюжетах, которые актуальны и в наше время.
Сегодня имя Н.В. Гоголя не нуждается в лишнем подтверждении статуса классика не только русской, но и мировой литературы. Авторитет писателя в сфере современной культуры позволяет воспринимать
Библиография:
- Гоголевские дни в Москве: сб. / Общество любителей рос. словесности. — М., 1910. — 336 с.
- Забытый юбилей // http://www.pravoslavie.ru — [Электронный ресурс].
- Книга Юбилеев: Введ. и рус. пер. проф. протоирея. А. Смирнова:
2-й вып. апокрифов Ветхого Завета. — Казань, 1895. - Сайт Министерства культуры РФ // http:/mkrf.ru — [Электронный ресурс].
- Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров. — М.: Мысль, 1982. — (Философ. наследие, т. 85).
- Юбилей//http://ru.wikipedia.org — [Электронный ресурс].
- Moeller-Sally S. Gogol’s afterlife: The evolution of a classic in Imperial and Soviet Russia. — Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 2002. — (Studies in Russian Literature and Theory). — 214 p.